Иванова Ольга Фёдоровна учитель - логопед МБДОУ детский сад №10 "Золушка" г. Охи

РМО воспитателей группы раннего возраста. мастер-класс «ИГРАЕМ, РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

30 апреля 2017

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о речевом развитии   детей раннего возраста. Надо ли беспокоиться о том, что малыш не произносит какие-то звуки? Звукопроизношение формируется у всех по-разному. В этом возрасте многие недостатки речи объясняются созреванием и развитием речевых зон головного мозга. Волноваться следует в том случае, если малыш молчит, выражает свои просьбы мычанием, жестами, непонятными звукосочетаниями, если  у него  отсутствует фразовая речь.

Игровые упражнения  для укрепления артикуляционного аппарата, мелкой моторики полезны всем детям раннего и дошкольного возраста. Повторять в игровых ситуациях и режимных моментах, чтобы малыш научился не только чётко выполнять движения, но развивалось речевое дыхание.

Дети поступают в образовательное учреждение с 1,6 лет. Создать им  полноценные условия для речевого развития – задача совместного взаимодействия.  Используйте  игру для профилактики речевых нарушений.  В 3 года дети уже хорошо разговаривают.

Многие  родители спрашивают:

 В раннем возрасте нужна артикуляционная и дыхательная гимнастика?

Ребёнок молчит или мало говорит, то его артикуляционный и  дыхательный аппарат не развивается. Играя во все игры необходимо активно стимулировать  движений речевых органов малыша, можно по подражанию взрослому.

                                     Что такое активная стимуляция щёк?

  • «Надуваем шарик», надуть одну щёку, затем другую.
  • «Шарики», надуть обе щёки.
  • «Сдуваем шарик»,
  • «Шарик сдулся». Нет шарика.

                                

Стимуляция дыхательных и  различных умений.

 

         Ежедневно, в игровых  ситуациях можно развивать другие умения ребёнка.

  • «Пыхтелка» - научится плотно смыкать губы, затем попросить ребёнка дуть через губы, почти не раскрывая их: п – п – п.
  • «Фырчалка». Поставить верхние зубы на нижнюю губу и подуть: Ф - ф – ф.
  • «Утёнок». Смыкать и вытягивать губы – похоже на клюв утёнка.
  • «Дразнилка». Похоже на «мартышку», только язык зажать и удерживать между зубами.
  • Покашлять, с запрокинутой назад головой: А! А! А!      
  • Играть на губной гармошке, дудочке и дуем в народные свистульки.

Эти упражнения можно проводить перед зеркалом: чаще и понемногу. Не следует проводить эти упражнения с малышом  длительно. Происходит  перенасыщение кислородом.

                                                               Активная стимуляция губ.

 

Время стимуляции губ в целом – не более 3 минут. Все упражнения для губ следует проводить весело, развлекательно, используя весёлую куклу или мягкую игрушку.

  • «Поцелуйчик» - вытягивание сомкнутых губ, возвращение их назад.
  • «Клоун» - растягивание губ в улыбке, при раскрытых зубах.
  • «Мартышка» - вытягивание верхней губы вперёд вместе с языком, язык толкает верхнюю губу.
  • «Никому не скажу!» - втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.
  • «Капризка» - втягивание нижней губы под верхнюю.
  • «Пятачок» - вращательные движения губ, вытянутых пятачком.
  • Выдувание пузырей из воды, через соломинку или трубочку большого диаметра
  • Удерживание трубочки или соломинки губами, зубами. Взрослый слегка в шутливой форме пытается вытянуть трубочку из губ, из зубов.
  • Пить через трубочку или соломинку большого диаметра, вытягивая губы хоботком.

 

Активная стимуляция языка.

 

  • «Всё проглотил?», - высовывание языка. Эти упражнения хорошо разучивать, когда ребёнок ест любимое лакомство. Каждое движение можно сопровождать  совместным движением языка.       
  • Достань ложечку» - поворачивание сильно высунутого языка

      влево - вправо.   Языком доставать ложку возле уголка рта.  «Облизывание губ».

  • «Болтушка» - бл-бл-бла, подвижность языка у верхней губы (внутрь и наружу)
  • «Качели» - язык вверх-вниз.
  • «Часики» - язык влево – вправо: тик – так.                                                                               

Использование игры, как  основной деятельности ребёнка раннего возраста                                                    обеспечивает  успех речевого развития детей.           

Играя во все игры можно  активно стимулировать  движений речевых органов малыша, по подражанию взрослому. Это игры  с Язычком,  Весёлым Ветерком,  Весёлым Голоском. Для формирования артикуляционного  уклада организуем в игре:

 активную  стимуляцию губ;

активную  стимуляцию щёк  и   подвижность  челюсти;

активную  стимуляцию языка.

- игры, рассматривание и чтение книг со звукоподражаниями;

- игры на развитие фонематического слуха /неречевые звуки, музыкальные  и речевые;

- игры на развитие мелкой моторики,

- обогащение и активизация словаря,  формирование грамматического строя речи;

В процессе всей  детской деятельности  важна эмоциональная стимуляция  активной  речи.  И, конечно, просвещение  родителей является значительной частью  нашей работы.

 У вас есть мало говорящие дети – «Молчуны»?

Предложите родителям вести речевой дневник для  уточнения и развития речевой деятельности малыша.  Объясните, для чего нужен   Речевой дневник? Записывать необычные слова, фразы, словосочетания и важные события из жизни малыша. Задержка раннего речевого развития значительно сказывается на всём дальнейшем развитии малыша. Своевременная помощь специалистов может оказаться своевременной.

                                            Что  указывать в дневнике?

  • В двух словах отметьте то, что удивило Вас, обрадовало или расстроило в ребёнке в этот день, неделю, месяц.
  • Не ставьте непосильных задач – эти записи, лишь зарубки для Вашей памяти.
  • Не обобщайте свои наблюдения. Ребёнок меняется каждую минуту! Записывайте изменения.
  • Не пугайтесь отрицательной оценки, будьте объективны.
  • Сосредоточьтесь на том, что происходит. А вместе подумаем - почему?

Предлагаю вашему вниманию  таблицы в помощь родителям.

  1. Записывать раз - два в месяц новые слова, успехи малыша.
  2. Время записи до 5-10 минут. Указывать возраст ребёнка.
  3. Родители могут сравнить, что ребёнок должен усвоить в этом возрасте

Использование игры, как  основной деятельности ребёнка раннего возраста                                                    обеспечит  успех речевого развития детей.               

Благодарю за внимание!

 

 

Приложение 1.

Развитие тонкой моторики.  

 

    Отметки по датам:                         год, месяц              1           2             3         4           5          6          7

Сорока – ворона. / Игра с ладошкой /                                        

Мама считает пальчики /Массаж подушечек пальцев

Ну-ну! /Грозить указательным пальцем

На – на – на! /Крошим пальчиками – «кормим» /

Дай – дай /сгибать пальцы к ладошке

Гусь: га-га-га.  / Удерживать пальцы щепоткой

«Гуси клюют–клюю»/ударять пальцами, собранными в щепотку

Пальчики-прыг-прыг/рисуют на песке, на листе бумаги

Колечки /2 руками-удерживать большой и указательный

Топ-топ /перебирать пальцами по поверхности

Коза –бе-бе/ удерживать рога - указательным и средним

Ножницы –чик-чик/двигать указательным и средним

Спрячь большой палец в ладошку – «ух –нет»

Пальчики здороваются /совмещать пальцы обоих рук

Зайка- длинные ушки /  ушки это два пальчика/

Домик  /ладошки соединить треугольником/

Моя семья  /называем каждый палец /.

Положить руку малыша на лист и обвести

Держит два предмета в одной руке

Держит карандаш и чертит им штрихи

Копирует формы несколькими чертами

Переворачивает страницы книги

Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков

Открывает крышки

Открывает ящик и опрокидывает его

Красит пальцем

 

 

Приложение 2

Развитие общей  моторики детей раннего возраста

                                                                                                                   

Отметки по датам:                         год, месяц                              1г.        1,6              2г              2,6      3         

Наклоняется, чтобы поднять предмет с пола

Бегает        /Как?/   

Ходит на носочках

Бросает мяч через голову

Хватает катящийся мяч

Короткое время стоит на одной ноге

Относит предмет на короткое расстояние

Ходит вверх /вниз/ по лестнице

Прыгает на 2 ногах

Переползает через препятствия

Крутит педали  трёхколёсного велосипеда

Стоит на одной ноге, сохраняя равновесие

Пытается застегнуть пуговицу

Зрительно-моторные координации:

Держит чашк, поднимает её и пьёт

Помещает квадрат в квадратную прорезь

Крутит пальцем диск телефона

Соотносит парные картинки

Узнаёт форму круга

Узнаёт величину /большой - маленький/

Нанизывает крупные  бусы на шнурок

Указывает на ту часть тела, которую называют

Выполняет простые просьбы из 2-3 слов

Показывает, направляет взгляд на предмет

Делает выбор из предметов

Отвечает на вопросы «да» или «нет»

Хорошо понимает интонацию взрослого                                            

                                                 

Можно использовать условные обозначения.

 Ребёнок выполняет:           глазами  - Г,    мимикой – М,  жестами – Ж, звуком – З,                                             слогом – С,  двойным слогом 2С,  словом – СЛ,  фразой – Ф.

 

 

Приложение 3.

Что умеет мой малыш

 

 Отметки по датам:                         год, месяц       1                2        3                   4                5           6              7 

Здороваться

 Прощаться

 Благодарит

Ищет маму, если спрашивают: «Где мама?»

 Реагирует на своё имя

 Реагирует на похвалу

Реагирует на запреты

 Выполняет просьбу: «Иди сюда»

Выполняет просьбу: «Дай мне»

Правильно называет часть тела

Правильно показывает картинку /одну из 2/ 

Правильно показывает картинку /одну из 4-5/

 Подпевает или поддерживает ритм песенки

Узнаёт знакомый стишок и реагирует на него

 Пугается грозных интонаций

Реагирует на радостные интонации

 Выполняет просьбу из 2-х частей: «Возьми и дай»

Задаёт вопросы (спрашивает)

Подражает шумам

 Подражает гласным звукам

Копирует неречевые звуки

Говорит двойные слоги /да-да, ко-ко, та-та…/

Произносит двойные слоги  или одиночные со значением

 Выражает желание определёнными звуками.

 Использует двойные слоги для называния людей

 Просит дать что-либо

 Просит взять на ручки

 Просит что-то объяснить

 Отказывается от услуг

 Отказывается от еды

 Отказывается от контакта

 Сообщает о событии

 Имитирует интонацию чужой речи /в игре/

Сам себе мурлычет песенку

Сам себе рассказывает стишок

 Называет маму

Называет своё имя

 Отвечает на вопрос «Что это?»

 Повторяет за вами звуки

 Повторяет за вами слово

Повторяет за вами фразу из 2-3 слов

Использует слова для обозначения людей, себя

Говорит 2 /и больше/ осмысленных слов

Воспроизводит интонацию взрослого

Словарный запас больше_____ слов /обозначить/

Чётко произносит изолированные звуки

Слоговая структура сохранна

Наполняемость фразы до_____ слов.

 

 

Оставить комментарий: